Статьи

Образование в Японии

Структура японской системы образования напоминает структуру большей части американской и состоит из трех ступеней
базового образования, начальной, неполной средней и старшей средней школы, за которой следует высшее образование. Большинство родителей также записывают своих детей на программы дошкольного образования до поступления в начальную школу. Дети обязаны посещать школу в течение девяти лет — шесть лет начального образования и три года неполной средней школы. На начальном и среднем уровнях учебный год обычно начинается 1 апреля и делится на три семестра: с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января по март.

Высокие результаты в образовании снискали японской системе образования безупречную репутацию на мировой арене, особенно на начальном и среднем уровнях. Согласно общемировым оценкам уровня образования, страна неизменно набирает баллы выше среднего по успеваемости, уровню участия и обстановке в классах. В PISA ОЭСР за 2018 год 15-летние японские школьники набрали на 16 баллов больше среднего показателя по ОЭСР по чтению и грамотности, на 36 баллов больше по математике и на 38 баллов больше по естественным наукам.

Тем не менее, система образования Японии сталкивается с рядом проблем, наиболее значительными из которых являются демографическое старение и сокращение числа учащихся. Число учащихся начальной и средней школы достигло своего пика в 1980-х годах, причем в 1982 году число учащихся начальной школы достигло максимума почти в 12 миллионов, а в 1988 году — более 11,4 миллиона учащихся средней школы.

С тех пор число учащихся на обоих уровнях резко сократилось. В 2018 году, последнем году, за который имелись данные, число учащихся начальной школы сократилось чуть менее чем до 7 миллионов, а число учащихся средней школы — примерно до 6,5 миллионов. Этот спад тесно связан со старением населения страны. После достижения 24 процентов в 1976 году доля населения Японии в возрасте от 0 до 14 лет неуклонно снижалась, снизившись до 13 процентов в 2018 году.

Последствия этого спада распространились вовне и затронули почти все аспекты и уровни японского образования, общества и экономики. В следующих разделах будет рассмотрено не только различное влияние демографических тенденций на различные уровни образования в Японии, но и структура и содержание каждого уровня образования, другие текущие проблемы, а также важные реформы и модификации, направленные на смягчение внутреннего и внешнего давления.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Ответственность за управление образованием и разработку политики распределена между государственными органами на трех уровнях: национальном, префектурном и муниципальном. На национальном уровне Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT), или Монбу-кагаку-се, отвечает за все этапы системы образования, от дошкольного образования до аспирантуры и непрерывного, или пожизненного, обучения. MEXT гарантирует, что образование в Японии соответствует стандартам, установленным Основным законом об образовании 1947 года, который предусматривает, что страна предоставляет образование всем своим гражданам, “которое ценит достоинство личности, стремится воспитать людей, богатых гуманностью и творческими способностями, стремящихся к истине и справедливости и уважающих общественное мнение». дух, который передает традиции и который направлен на создание новой культуры”.

Чтобы выполнить этот мандат, MEXT устанавливает и обеспечивает соблюдение национальных стандартов сертификации квалификаций учителей, школьной организации и учебных заведений, среди прочего. Он выделяет значительную часть средств государственным школам, университетам, научно-исследовательским институтам и, при определенных обстоятельствах, выдает гранты частным академическим институтам. MEXT также обычно отвечает за разработку национальной политики в области образования, хотя в последние десятилетия премьер-министры часто созывали специальные советы для определения политики в области образования.

На начальном и среднем уровнях MEXT разрабатывает национальные стандарты учебных программ или руководящие принципы (gakushū shidō yōryō), которые содержат “основные положения каждого предмета, преподаваемого в японских школах, а также цели и содержание преподавания в каждом классе”. Как правило, частные образовательные издательства разрабатывают и печатают учебники в соответствии с этими руководящими принципами. Начальные и средние школы могут использовать только учебники, проверенные и одобренные MEXT, которая предоставляет учебники учащимся бесплатно.
Хотя MEXT пересматривает руководящие принципы учебной программы примерно раз в 10 лет, их общая структура и цели остаются более или менее неизменными с 1886 года.

С тех пор в руководящих принципах учебной программы особое внимание уделялось стандартизации, объективности и нейтральности, чтобы избежать разногласий по политическим, фракционным и религиозным вопросам. Хотя такой акцент может привести к предположению, что национальное правительство строго ограничивает и контролирует содержание образования и методы преподавания, теоретически эти руководящие принципы предназначены только для установления единых на национальном уровне стандартов образования, предоставляя учащимся по всей стране доступ к равному образованию.

Система предназначена для того, чтобы предоставить учителям свободу в разработке индивидуальных планов уроков и тестов. Тем не менее, сравнения с другими странами ОЭСР показывают, что японские учителя имеют ограниченный контроль над преподаванием в классе и учебной программой. Среди недавних проблем, которые упоминаются как ограничивающие свободу японских учителей, — введение в 2007 году национального теста академических достижений. Наблюдатели отмечают, что для достижения целевых показателей по тестированию успеваемости местные школы и органы управления образованием ужесточили контроль за методами преподавания и содержанием образования.
На уровне префектур и муниципалитетов внешние воздействия, упомянутые во введении, вполне очевидны. В эпоху после Второй мировой войны демократизация и децентрализация образования были ключевыми вопросами образовательной реформы, побудившими японское правительство принять систему советов по образованию, распространенную в США.

Япония разделена на 47 префектур, каждая из которых состоит из более мелких муниципалитетов, таких как города, поселки и деревни. Советы по образованию, представительные советы, ответственные за надзор за образованием на начальном и среднем уровнях, существуют как на уровне префектур, так и на муниципальном уровне. На уровне префектур губернаторы назначают членов советов по образованию, состоящих из пяти человек, сроком на четыре года. Советы префектур отвечают за назначение учителей и частичное финансирование муниципальных операций и заработной платы, включая финансирование двух третей заработной платы учителей, а оставшаяся треть финансируется национальным правительством. На муниципальном уровне члены назначаются местными мэрами. Муниципальные советы отвечают за надзор за выполнением повседневных оперативных задач в начальных и младших классах средней школы, управление и повышение квалификации учителей, а также за подбор школьных материалов, одобренных MEXT.

Реформа системы управления образованием в 2015 году — первая подобная реформа почти за 60 лет — расширила контроль местных руководителей, таких как губернаторы или мэры, над управлением образованием и планированием и снизила роль советов по образованию. Полномочия по назначению суперинтенданта, самого влиятельного местного органа управления образованием, были переданы от совета по образованию местным руководителям. Реформа также расширила их полномочия по определению целей местной политики — она передала полномочия по разработке хартии местной политики в области образования высшим руководителям, сведя советы по образованию к консультативной роли. Реформаторы надеются, что изменения приведут к улучшениям в системе, которую долгое время критиковали за отсутствие прозрачности, подотчетности и четко определенных ролей и обязанностей.

Япония предлагает широкий и разнообразный спектр высших учебных заведений, который включает в себя младшие колледжи, университеты и аспирантуры в дополнение к упомянутым выше послесредним профессиональным учреждениям. В стране один из крупнейших секторов высшего образования в мире, в 2018 году в системе послесреднего образования обучалось около 3,9 миллиона студентов. В том же году в университеты было зачислено в общей сложности 2,9 миллиона студентов, из них 2,6 миллиона — на программы бакалавриата и 254 000 — на программы магистратуры. Показатели зачисления также высоки; по данным MEXT, в 2017 году процент 18-летних, обучающихся на уровне послесреднего образования, составлял 81 процент, при этом 53 процента учились в университете, 22 процента — в специализированном учебном заведении, 4 процента — в младшем колледже и 1 процент — в технологическом колледже.

Существуют три категории японских университетов: национальные университеты, учрежденные национальным правительством; государственные университеты, учрежденные префектурами и муниципалитетами; и частные университеты, учрежденные образовательными корпорациями. Одной из примечательных характеристик, касающихся состава японских вузов, является высокая доля частных учебных заведений в стране, которая быстро расширилась в ответ на растущий спрос на высшее образование в годы послевоенного экономического бума. В 2018 году менее четверти из 782 университетов Японии были государственными или национальными — всего 86 национальных и 93 государственных университета по сравнению с 603 частными университетами. В том же году в частные учебные заведения поступили почти четыре пятых всех студентов высших учебных заведений, что позволило Японии занять седьмое место по численности студентов частных высших учебных заведений в ОЭСР.

Однако, несмотря на то, что частные университеты составляют большинство японских вузов, они часто считаются менее престижными, чем их национальные и государственные аналоги. Даже сегодня национальные и государственные университеты, как правило, занимают более высокие места в национальных и международных рейтингах и отвечают за основную часть результатов академических исследований в Японии. Из 11 университетов, входящих в RU11, консорциум ведущих исследовательских университетов Японии, только два являются частными: Университет Кейо и Университет Васэда. Еще более престижными являются Семь национальных университетов, группа национальных университетов, созданных Японской империей и управлявшихся ею до конца Второй мировой войны, старейшим и наиболее престижным из которых является Токийский университет.

Недавние реформы помогли модернизировать весьма уважаемые национальные университеты Японии. Закон о Национальной университетской корпорации (NUC), принятый в 2004 году, реорганизовал эту категорию вузов, которая ранее управлялась непосредственно MEXT, преобразовав национальные университеты в государственные корпорации, что расширило их автономию в академических, бюджетных и других вопросах. Реформы NUC также наделили полномочиями президентов национальных университетов, позволив им принимать важные организационные, стратегические и академические решения без одобрения закона или MEXT.

Тем не менее, несмотря на свои масштабы и разнообразие, высшее образование в Японии остается более сложным, чем любая другая ступень образовательной системы страны. Проблемы включают проблемы качества, растущее неравенство и сокращение числа учащихся. Сокращение численности населения Японии привело к тому, что все меньше и меньше студентов заканчивают старшие классы средней школы и все меньше имеют право поступать в университеты. Хотя численность 18-летних оставалась более или менее стабильной в течение последнего десятилетия, MEXT прогнозирует, что начиная с 2021 года спад, который не прекращался с 1991 по 2009 год, начнется снова. Этот спад имел и, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия в секторе высшего образования. Как упоминалось выше, спад также побудил японское правительство, университеты и ассоциации высшего образования искать студентов за рубежом для заполнения пустующих университетских мест. Это также побудило некоторые университеты смягчить стандарты приема, заменив напряженные вступительные экзамены собеседованиями и студенческими эссе.

Преподаватели уже давно озабочены качеством, строгостью и целью образования в японских университетах. В отличие от строгости среднего образования, учеба в университете, как правило, считается легкой, и студенты проходят первые два с половиной года, прежде чем сосредоточиться на поиске работы в последние полтора года. Уникальная японская система сюсоку кацудо (поиск работы), долгое время бывшая преобладающей практикой подбора персонала в стране, привела к тому, что университетское образование и рынок труда в Японии связаны более тесно, чем где-либо еще в мире. В соответствии с этой системой компании принимают на работу исключительно новых сотрудников или тех, кто скоро станет выпускниками университетов, редко нанимая пожилых соискателей работы. После приема на работу эти новые выпускники университетов часто остаются в одной и той же компании на всю жизнь, причем заработная плата сильно зависит от трудового стажа — система трудоустройства, известная как сюшин койо. Поскольку новые выпускники, как правило, практически не имеют практического опыта, рекрутеры уделяют огромное внимание престижу университета и старших классов средней школы, в которых учится соискатель. Ведущие работодатели, такие как японское правительство и крупнейшие компании страны, принимают на работу почти исключительно выпускников самых престижных университетов Японии. Лица, ищущие работу, не имеющие университетского образования, и студенты, посещающие зарубежный университет, который работает по другому академическому календарю, сталкиваются с чрезвычайными трудностями при трудоустройстве.

Важность университетского образования отражается на показателях занятости. Согласно исследованию ОЭСР, проведенному в 2012 году, уровень занятости как среди мужчин, так и среди женщин, имеющих высшее образование, значительно выше, чем среди тех, кто имеет только высшее среднее образование. Исследование также выявило большой разрыв в занятости между мужчинами и женщинами. Среди мужчин 92 процента лиц с университетским образованием и 86 процентов лиц с высшим средним образованием были трудоустроены, по сравнению всего с 68 и 61 процентом женщин с высшим и неполным средним образованием, соответственно. Гендерное неравенство является широко признанной проблемой по всей Японии, причем не только на рабочем месте, но и в сфере высшего образования. В ходе серии расследований, начавшихся в Токийском медицинском университете в 2018 году, было установлено, что несколько университетов систематически манипулировали результатами своих вступительных экзаменов, занижая результаты тестов женщин, чтобы гарантировать, что они составляют лишь незначительное меньшинство от всех принятых студентов. После того как скандал вынудил Токийский медицинский университет внести коррективы, вступительные экзамены сдало больше женщин, чем мужчин.

Исключительная зависимость Японии от частных источников финансирования высшего образования еще больше усугубляет опасения по поводу неравного доступа к университетскому образованию. Поскольку студенты всех университетов, будь то национальных, государственных или частных, платят за обучение, частные источники, такие как студенты и их родители, финансируют сравнительно большую долю японского высшего образования. Доля частных расходов на высшее образование, достигшая в 2017 году почти 69 процентов, является одной из самых высоких в ОЭСР. Кроме того, студентам, которые в них нуждаются, доступно немного стипендий или грантов, и значительная часть японских студентов берет частные или государственные займы для финансирования своей учебы, что вызывает опасения по поводу способности менее обеспеченных людей получить университетское образование и комфортную карьеру после окончания учебы.

Критики также подчеркивали несоответствие между образованием и навыками, получаемыми в университетах страны, и теми, которые необходимы для процветания в современном мире. В ответ политики Японии призвали к “интернационализации” университетов (кокусайка), чтобы лучше подготовить студентов к ориентированию и успеху во взаимозависимой глобальной экономике. Во многих случаях эти усилия по интернационализации зашли дальше всего в частных университетах, в то время как национальные и государственные университеты изо всех сил пытались адаптироваться. Согласно опросу 2008 года, проведенному компанией MEXT, только 5 процентов профессорско-преподавательского состава в самых престижных государственных учреждениях Японии приехали из-за рубежа. Статья подготовлена при помощи World.uz

Поделиться в социальных сетях

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Adblock
detector